Владимир Стерлигов

 Владимир Стерлигов (1904 или 1905 г., Варшава  — 1973, Петродворец) — художник, живописец, книжный график, ученик К. С. Малевича. 

Мать — София Яковлевна Стерлигова (урожд. Чубаровская; (ок. 1880—1915), учительница. Отец — Василий Николаевич Стерлигов (187?—1932), дворянин, учитель истории. Вскоре после его рождения семья переехала в Москву. Учился в «Школе свободного воспитания» М. Х. Свентицкой. В 1922—1925 учился на Литературных курсах при Всероссийском Союзе Поэтов, параллельно в 1923—1925 брал уроки живописи и рисунка в частных студиях. 

Летом 1925 г. переехал в Ленинград, и осенью начал работать и заниматься живописью в ГИНХУКе у К. С. Малевича. изучал кубизм и супрематизм, после закрытия ГИНХУКа вплоть до 1934 года работал под руководством К. Малевича. Познакомился с Н. Н. Пуниным, П. Н. Филоновым, П. А. Мансуровым, М. В. Матюшиным, Н. И. Харджиевым, Б. В. Эндером. Вместе с В. М. Ермолаевой, К. И. Рождественским, Л. А. Юдиным, Н. М. Суетиным, А. А. Лепорской вошёл в «группу живописно-пластического реализма», образованную в 1929 году.

В декабре 1926-го познакомился с поэтами круга ОБЭРИУ — А. И. Введенским, Д. И. Хармсом.

В 1929 году начал работать в книжной и журнальной иллюстрации, сотрудничал с журналами «Ёж» и «Чиж». Все предвоенные годы писал стихи и прозу. 

С 1930 г. начал работать как педагог. Одним из его учеников был художник П. И. Басманов. В 1932-м вступил в Союз художников. В октябре 1932-го участвовал в выставке «Художники РСФСР за 15 лет», проходившей в Русском музее. 

25 декабря 1934 года был арестован. 27 марта 1935-го осуждён по статье 58-10, 58-11. Находился в заключении (Карлаг, посёлок Долинка). Был досрочно освобождён 19 декабря 1938 года. В декабре того же года встал на учёт в Союзе художников Казахстана, в Караганде. 

В августе 1939-го переехал в Подмосковье (в Петушки). В 1940-м работал над панно на Сельскохозяйственной выставке в Москве. 

В 1941 году переехал в посёлок Малая Вишера, Новгородской области. 22 июля 1941-го призван в армию. 2 января 1942 года был контужен. В феврале 1942 года, находясь в госпитале, узнал о смерти Даниила Хармса, написал текст «На смерть Даниила Ивановича». 15 апреля 1942-го был уволен из армии, награждён боевой медалью «За оборону Ленинграда». 

13 июня того же года эвакуировался из блокадного Ленинграда в Алма-Ату, встал на учёт в Союзе художников Казахской ССР. В 1943 году женился на ленинградской художнице Т. Н. Глебовой. В ноябре 1945-го вернулся в Ленинград, в декабре встал на учёт в ЛОСХ и активно вошёл в ленинградскую художественную жизнь. 

В некоторых работах 1940-х годов присутствует момент супрематизма, «супрематические состояния»: «Окно», «Старая Ладога» (1946—1947). Другие его работы несут уже новые образы: серия «Быки» (1940—1950); серия гуашей «Облака перед несуществующим» (1950—1951). С 50-х до конца своей жизни разрабатывал религиозную тему: Евангельский цикл (1951—1954), серия гуашей «Вестники» («Ангелы», 1956—1957).  

В 40-60-е гг. писал стихи и прозу. Произведения его опубликованы посмертно. 

Принимал участие в праздновании юбилея Андрея Рублёва в Москве (1960) 

В начале 1962 года, развивая теорию своего учителя К. С. Малевича о прибавочных элементах в изобразительном искусстве, Стерлигов открыл новый прибавочный элемент искусства 1960-х — «прямо-кривую». Его теория получает название «Чашно-купольного сознания».  

В 1963—1966 гг. вместе с друзьями создал Старопетергофскую школу, получившую это название, потому что встречи и выставки художников проходили в Старом Петергофе, в доме художника С. Н. Спицына. В круг Старопетергофской школы входили В. В. Стерлигов, Т. Н. Глебова, П. М. Кондратьев (до 1965 г.), С. Н. Спицын, В. П. Волков (до 1965 г.), искусствоведы Е. Ф. Ковтун и А. В. Повелихина. Стерлигов и его круг изучали теорию прибавочного элемента К. С. Малевича, «пять новейших систем в искусстве — импрессионизм, сезаннизм, кубизм, супрематизм, кроме футуризма», исследовали цвет. Стерлигов называл эту работу «невидимый институт». 

Персональные выставки работ В. В. Стерлигова при его жизни проходили редко: однодневная выставка в Ленинградском отделении Союза художников (1966-й), и две выставки  в 1970 году в Москве в НИИ архитектуры и в ГМИИ. С 1957 года проводил «квартирные» выставки у себя дома и у друзей. С июня 1971-го эти выставки проходили в мастерской Т. Н. Глебовой на ул. Ленина, д. 52, кв.43. 

Наиболее известные работы Стерлигова 1960-х гг. и 1970-х гг.: 

живописная серия «Моря», 1962;

графические серии : «Лик», «Око», «Свойства чашной кривой», «Во Вселенной», «Касание», «Природа в чаше», "Треугольник Рёло" (1962);

коллаж «Квадрат в куполе» (1963);

живопись: «Разговор: Вопрос и Ответ» (1963), «Портрет Люси Ушаковой» (1963);

акварель «Путешественник (Путешественница)» (1963), графическая и живописная серия «Сан-Паулус»;

графическая и живописная серия «Диаконы» (1964);

живопись: «Черёмушки» (1964), «Чаша» (1964), «Щукино» (1964); 

графическая серия «Выходит Мария» (1964); 

акварели «Мы живём внутри купола» (1965);

графическая серия «Ленты Мёбиуса» (1965); 

живопись: «Разговор об Истине» (1967); 

живопись: «О Возвышенном» (1967); 

живопись: «Здравствуйте!» (1967);

живопись: «Пустынник (Монах)» (1967);

графическая серия «Пошатнувшееся пространство» (1967);

живопись: «Преклонимся все (Первая бабочка)» (1969—1970);

пастели «Рябинка» и «Сухая трава» (1971);

графическая серия: «Ангелы травы» (1972);

гуашь «Распятие» (1973);

акварель и гуашь «Голгофа» (1973);

живописная и графическая серия «Скрытая геометрия» (1973).

Книжная иллюстрация

В книжной иллюстрации В. В. Стерлигов работал на протяжение всей жизни. В 1953—1973 постоянно сотрудничал с детским журналом «Мурзилка». 

Семья

В 1925 году женился на Мейснер Лидии Ивановне (1902— ?). Она погибла в лагере.
В 1943 году  женился на  Глебовой Татьяне Николаевне (1900—1985). 

Работы находятся в собраниях

Государственная Третьяковская галерея, Москва,

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург,

Государственный музей истории Санкт-Петербурга,

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва,

Московский музей современного искусства, Москва,

Музей Органической Культуры, Коломна



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Мария Моисеевна Вольперт

Александр Вольперт

Лев Лосев