Владимир Стерлигов
Владимир Стерлигов (1904 или 1905 г., Варшава — 1973, Петродворец) — художник, живописец, книжный график, ученик К. С. Малевича.
Мать — София Яковлевна Стерлигова (урожд. Чубаровская; (ок. 1880—1915), учительница. Отец — Василий Николаевич Стерлигов (187?—1932), дворянин, учитель истории. Вскоре после его рождения семья переехала в Москву. Учился в «Школе свободного воспитания» М. Х. Свентицкой. В 1922—1925 учился на Литературных курсах при Всероссийском Союзе Поэтов, параллельно в 1923—1925 брал уроки живописи и рисунка в частных студиях.
Летом 1925 г. переехал в Ленинград, и осенью начал работать и заниматься живописью в ГИНХУКе у К. С. Малевича. изучал кубизм и супрематизм, после закрытия ГИНХУКа вплоть до 1934 года работал под руководством К. Малевича. Познакомился с Н. Н. Пуниным, П. Н. Филоновым, П. А. Мансуровым, М. В. Матюшиным, Н. И. Харджиевым, Б. В. Эндером. Вместе с В. М. Ермолаевой, К. И. Рождественским, Л. А. Юдиным, Н. М. Суетиным, А. А. Лепорской вошёл в «группу живописно-пластического реализма», образованную в 1929 году.
В декабре 1926-го познакомился с поэтами круга ОБЭРИУ — А. И. Введенским, Д. И. Хармсом.
В 1929 году начал работать в книжной и журнальной иллюстрации, сотрудничал с журналами «Ёж» и «Чиж». Все предвоенные годы писал стихи и прозу.
С 1930 г. начал работать как педагог. Одним из его учеников был художник П. И. Басманов. В 1932-м вступил в Союз художников. В октябре 1932-го участвовал в выставке «Художники РСФСР за 15 лет», проходившей в Русском музее.
25 декабря 1934 года был арестован. 27 марта 1935-го осуждён по статье 58-10, 58-11. Находился в заключении (Карлаг, посёлок Долинка). Был досрочно освобождён 19 декабря 1938 года. В декабре того же года встал на учёт в Союзе художников Казахстана, в Караганде.
В августе 1939-го переехал в Подмосковье (в Петушки). В 1940-м работал над панно на Сельскохозяйственной выставке в Москве.
В 1941 году переехал в посёлок Малая Вишера, Новгородской области. 22 июля 1941-го призван в армию. 2 января 1942 года был контужен. В феврале 1942 года, находясь в госпитале, узнал о смерти Даниила Хармса, написал текст «На смерть Даниила Ивановича». 15 апреля 1942-го был уволен из армии, награждён боевой медалью «За оборону Ленинграда».
13 июня того же года эвакуировался из блокадного Ленинграда в Алма-Ату, встал на учёт в Союзе художников Казахской ССР. В 1943 году женился на ленинградской художнице Т. Н. Глебовой. В ноябре 1945-го вернулся в Ленинград, в декабре встал на учёт в ЛОСХ и активно вошёл в ленинградскую художественную жизнь.
В некоторых работах 1940-х годов присутствует момент супрематизма, «супрематические состояния»: «Окно», «Старая Ладога» (1946—1947). Другие его работы несут уже новые образы: серия «Быки» (1940—1950); серия гуашей «Облака перед несуществующим» (1950—1951). С 50-х до конца своей жизни разрабатывал религиозную тему: Евангельский цикл (1951—1954), серия гуашей «Вестники» («Ангелы», 1956—1957).
В 40-60-е гг. писал стихи и прозу. Произведения его опубликованы посмертно.
Принимал участие в праздновании юбилея Андрея Рублёва в Москве (1960)
В начале 1962 года, развивая теорию своего учителя К. С. Малевича о прибавочных элементах в изобразительном искусстве, Стерлигов открыл новый прибавочный элемент искусства 1960-х — «прямо-кривую». Его теория получает название «Чашно-купольного сознания».
В 1963—1966 гг. вместе с друзьями создал Старопетергофскую школу, получившую это название, потому что встречи и выставки художников проходили в Старом Петергофе, в доме художника С. Н. Спицына. В круг Старопетергофской школы входили В. В. Стерлигов, Т. Н. Глебова, П. М. Кондратьев (до 1965 г.), С. Н. Спицын, В. П. Волков (до 1965 г.), искусствоведы Е. Ф. Ковтун и А. В. Повелихина. Стерлигов и его круг изучали теорию прибавочного элемента К. С. Малевича, «пять новейших систем в искусстве — импрессионизм, сезаннизм, кубизм, супрематизм, кроме футуризма», исследовали цвет. Стерлигов называл эту работу «невидимый институт».
Персональные выставки работ В. В. Стерлигова при его жизни проходили редко: однодневная выставка в Ленинградском отделении Союза художников (1966-й), и две выставки в 1970 году в Москве в НИИ архитектуры и в ГМИИ. С 1957 года проводил «квартирные» выставки у себя дома и у друзей. С июня 1971-го эти выставки проходили в мастерской Т. Н. Глебовой на ул. Ленина, д. 52, кв.43.
Наиболее известные работы Стерлигова 1960-х гг. и 1970-х гг.:
живописная серия «Моря», 1962;
графические серии : «Лик», «Око», «Свойства чашной кривой», «Во Вселенной», «Касание», «Природа в чаше», "Треугольник Рёло" (1962);
коллаж «Квадрат в куполе» (1963);
живопись: «Разговор: Вопрос и Ответ» (1963), «Портрет Люси Ушаковой» (1963);
акварель «Путешественник (Путешественница)» (1963), графическая и живописная серия «Сан-Паулус»;
графическая и живописная серия «Диаконы» (1964);
живопись: «Черёмушки» (1964), «Чаша» (1964), «Щукино» (1964);
графическая серия «Выходит Мария» (1964);
акварели «Мы живём внутри купола» (1965);
графическая серия «Ленты Мёбиуса» (1965);
живопись: «Разговор об Истине» (1967);
живопись: «О Возвышенном» (1967);
живопись: «Здравствуйте!» (1967);
живопись: «Пустынник (Монах)» (1967);
графическая серия «Пошатнувшееся пространство» (1967);
живопись: «Преклонимся все (Первая бабочка)» (1969—1970);
пастели «Рябинка» и «Сухая трава» (1971);
графическая серия: «Ангелы травы» (1972);
гуашь «Распятие» (1973);
акварель и гуашь «Голгофа» (1973);
живописная и графическая серия «Скрытая геометрия» (1973).
Книжная иллюстрация
В книжной иллюстрации В. В. Стерлигов работал на протяжение всей жизни. В 1953—1973 постоянно сотрудничал с детским журналом «Мурзилка».
Семья
В 1925 году женился на Мейснер Лидии Ивановне (1902— ?). Она погибла в лагере.
В 1943 году женился на Глебовой Татьяне Николаевне (1900—1985).
Работы находятся в собраниях
Государственная Третьяковская галерея, Москва,
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург,
Государственный музей истории Санкт-Петербурга,
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва,
Московский музей современного искусства, Москва,
Музей Органической Культуры, Коломна
Комментарии