44 Morton St.
44 Morton St. — по этому адресу с 27 апреля 1977 года по конец декабря 1993 года в течение 17 лет жил Иосиф Бродский.
Мортон-стрит расположена в западной части Гринич-Виллидж, значительно ниже 14-й стрит, ниже и южнее знаменитой Кристофер-стрит. Одним концом Мортон-стрит упирается в Гудзон, другим – в Бликер-стрит, центральную артерию Виллиджа. Последние двадцать лет этот район от Гудзона и до Шестой авеню (с запада на восток) и от Хаустон-стрит до 12-й стрит – с юга на север все чаще именуют West Village. Недавно даже появилась газета «Voice of the West Village».
Коренные ньюйоркцы никогда не используют полное географическое название, а говорят просто «Виллидж».
При общении с ее обитателями, чувствуется, что ушедшее прошлое, существующее настоящее и возможное будущее – едины. Чувствуется, что вольнолюбивые традиции, индивидуализм и творческие устремления креативной, интеллектуальной прослойки мегаполиса, жившей и живущей в Виллидже, не изменились и не изменятся. Это ощущение разлито в воздухе, в общей атмосфере. В манере одеваться, разговаривать и улыбаться. В убеждениях и образе жизни. Village – это дух и гений, который веет, где хочет.
Когда-то, в начале XVI века, на берегу Гудзона (в районе нынешней Gansevoort Street) существовало индейское поселение – Sapokanikan, (табачное поле). Примерно в 1630 году на этих болотистых местах стали селиться голландцы и освобожденные рабы. Фермы, по свидетельству современников, окружали густые леса.
Индейское имя исчезло, появилось голландское название – Noortwyck – северный район, или Groenwijck - сосновый район. Англичане захватили Новые Нидерланды в 1664 году, и на месте Groenwijck/Noortwyck образовалось что-то вроде большого села. Название стало английским и превратилось в Greenwich - произносится Gren-itch, как «гриныч», что, к сожалению, совсем не учитывается в русском написании. В официальных документах Grin’wich Village впервые упоминается в 1713 году.
В 1822 в Нью-Йорке разразилась эпидемия «желтого Джека», лихорадки, и многие жители из основного жилого массива, нынешнего даунтауна, перебрались сюда. Потом были и другие эпидемии – народу в Виллидже прибывало. С середины XIX века район начинает бурно застраивается и заселяться итальянцами и ирландцами.
В Виллидже до недавнего времени не было высоких зданий. Это связывали с особенностями геологии района – заболоченность. Теперь же, то ли технологии ушли вперед, то ли прежнее объяснение было неверным, небоскребы построили и строят.
В начале ХХ века здесь обитали леваки-идеалисты, суфражистки, писатели Марк Твен, Юджин О’Нил, Уильям Фолкнер и другие, знаменитая Айседора Дункан (значит ли это, что здесь же жил Есенин?), художники, и пр. и пр. богема. Гениальный провокатор, дадаист и сюрреалист Марсель Дюшан как-то запустил с арки на Вашингтон-сквер воздушные шары, провозглашая «Независимую Республику Гринич-Виллидж».
В 50-е Виллидж облюбовали битники. Аллен Гинзберг устроил мне как-то экскурсию по Бликер-стрит и показывал ресторанчики и кафе, в которых они ночи напролет сиживали с моим любимым Джеком Керуаком. Аллен сказал, что они считали угол Бликер и МакДугал-стрит – центром вселенной.
В конце 60-х здесь проходили протесты людей с нетрадиционной ориентацией, но к концу 70-х, к тому времени, когда в Виллидже поселился Иосиф Бродский, бунтарства и эпатажа на улицах поубавилось. Цены на жилье подскочили. Бунтари переместились в Сохо и в «алфабетик-сити». Вилидж остыл, остепенился. Мортон-стрит стала весьма респектабельной «эрией».
Постепенно отсюда исчезли и все расположенные рядом типографии, занимавшие громадные индустриальные ангары, «принтинг дистрикт» испарился: в ангарах открылись гимнастические залы. Два года назад снесли старейшую двухэтажную фабрику чернил, которую можно было видеть из окна моей квартиры в Westbeth. Построили дом в двенадцать этажей, и теперь прощай вид на Гудзон!
От Иосифа я как-то услышала, что генерал Джейкоб Мортон, именем которого названа улица, был «замечательный старик и, что интересно, масон. Великий мастер Нью-Йоркской ложи». Далее Иосиф не пошел.
Генерал Джейкоб Мортон 30 лет трудился на благо города в разных ипостасях. Среди прочего, был генерал-майором первой нью-йоркской милиции. Обладал прекрасными манерами и носил пудреный парик. Именно он во время инаугурации первого президента Америки, брата-вольного каменщика Джорджа Вашингтона, предоставил для церемонии алтарную Библию масонской ложи St. John, чем и прославился. На этой Библии давали клятву президенты: Эйзенхауэр (1953), Картер (1977), Буш-старший (1989), Буш-младший (2001). Библия хранится в Federal Hall в Нью-Йорке.
Не раз Иосиф сетовал, что в Нью-Йорке среди его американских знакомых нет зрудита, который бы, как питерский Володя Герасимов, знал про свой город все.
https://magazines.gorky.media/slovo/2011/70/nabroski-vospominanij.html
Комментарии